Лев Эксузян – не только увлеченный спортсмен, основатель клуба CrossFit TERRALEON, но и успешный бизнесмен. Приехав учиться в Петербург из Сочи, он постепенно выстроил эффективный бизнес, окружил себя единомышленниками, с которыми работает и занимается своим любимым кроссфитом.
-Расскажите кратко про детство и учёбу, как попали в Петербург, как начинали работать?
— Родился и вырос в Сочи, а в 2000 году поступил в Политехнический университет в Петербурге. Я всегда очень любил учиться, поэтому вопроса «куда поступать?» не было никогда. Мечтал попасть в Питер, поглощать знания. Со второго курса начал работать. Сначала в ночные смены в казино — тогда это было еще легально. Позже, по приглашению друга, начал трудиться в качестве помощника директора в рекламно-производственной компании. Это была моя первая серьезная работа, которой пришлось учиться. Затем стал совмещать работу в рекламе с деятельностью директора в логистической компании. Еще студентом я совмещал работу и учебу. Закончил университет по специальности «Менеджмент и управление персоналом», этим сейчас и занимаюсь.
В какой-то момент понял, что готов начать работать самостоятельно, на самого себя и занялся логистикой, потом строительством, поскольку им занимался один из моих соучредителей. В России логистика не лицензирована, и это влечет целый ряд трудностей, негативно влияет на экономический результат. Именно поэтому в какой-то момент строительный бизнес стал для меня основным, и остается им по сей день.
— Вы росли спортивным ребенком?
— Совсем нет. Конечно, занимался тхэквондо, боксом, но они не вызывали особого энтузиазма. Отец вечно говорил: «Ну почему ты не занимаешься?». Он купил нам с братом первый тренажер, мы с ним начали тягать железки. Постеры с Шварцнегером, с Брюсом Ли – всё как у всех. Честно говоря, я не очень любил подраться на ринге – мне комфортнее самому с собой, со своими мыслями. То есть «качалка», на тот момент, была для меня лучшим выбором.
Когда переехал в Питер, пошёл в секцию тяжелой атлетики. Позже, после годового перерыва, в 2003-м записался в спортзал, а в 2011-м впервые услышал о кроссфите, и начал искать клубы в городе, но таких не нашел. Четыре года назад добавил бег на длинные дистанции и три года назад всё-таки впервые попробовал кроссфит.
— Кроссфит в нашей стране не так популярен, как на западе, а почему Вы так им заинтересовались?
— Меня привлекают многообразие, разносторонний тренировочный процесс. В нем работа нацелена не только на выносливость, силу или гибкость, а на достижение результатов во всех аспектах. В какой-то момент мне наскучили монотонные силовые тренировки, и я добавил к ним бег. Над этим все смеялись, говорили, что у меня закачанное тело, я бегаю как манекен. Прошло еще три года с тех пор, как я впервые набрал «кроссфит» в поисковике, решил ещё раз попробовать. Увидел клуб на улице Металлистов, позвонил, приехал на первую пробную тренировку и в этот же день купил абонемент. Я-то думал, что если я 15 лет качаюсь, то я крутой. Было очень непросто, но на первой тренировке я понял, что это – моё.
— Почему вы решили заняться залом как новым бизнесом?
— Около двух лет я занимался в этом клубе, а потом решил его выкупить. После обсуждения цены, решение было принято в пользу покупки. Сначала рассматривал новое приобретение как клуб для себя и своих, но, вложив туда деньги, душу, время, понял, что это полноценный продукт, который надо продавать. Тем более, что желающих получить качественную услугу много, а рынок в этом смысле совсем не развит. Я подумал: «Почему бы и нет? Пускай приходят, становятся здоровее и сильнее». Так появился CrossFit TERRALEON на Металлистов,7, «бизнес для души».
— С какими трудностями пришлось столкнуться в организации «бизнеса для души»?
— Самая главная трудность, с которой я сталкиваюсь – дефицит информации о кроссфите, поскольку это достаточно новое для России направление. К тому же, вокруг него существует масса негативных мифов, которую, к сожалению, поддерживают авторитеты от спорта.
— Например?
— Во-первых, это миф о высоком травматизме кроссфита. Мне кажется, он вытекает отчасти из динамичности тренировок, которые выполняются либо на время, либо на максимальное количество повторений. К примеру, одно повторение с максимальным весом в тяжелой атлетике, в кроссфите делается на большой скорости с меньшим весом. При таком темпе, конечно, невозможно соблюсти идеальную технику, но есть тренер, чтобы остудить пыл. Любой спорт может навредить, если ты новичок и занимаешься без чуткого наблюдения тренера, но если здраво оценивать свои возможности и не отказыватся от помощи профессионалов, кроссфит – безопасный и эффективный способ достижения целей.
Есть также совершенно неверное мнение о том, что кроссфит – неоправданно дорогой, элитарный вид спорта. Хотя, как и в любом другом направлении, здесь можно подобрать что-то на свой вкус и бюджет. Кто-то до сих пор считает, что кроссфит «уродует» девушек. Этот миф, видимо, проистекает из всемирной сети, наводненной фотографиями мускулистых и несколько мужеподобных победительниц профессиональных соревнований. Как только обыватель начинает отделять профессиональные занятия спортом от любительских, все становится на свои места.
У нас в стране есть такое мнение: если ты легкоатлет, то занимаешься только лёгкой атлетикой. У кроссфита специализации нет. В этом, на мой взгляд, его основная красота. Недаром чемпиона игр по кроссфиту называют самым физически подготовленным человеком в мире. Он готов к любой стрессовой ситуации в любой момент времени, ведь соревнования проходят так, что из 13 комплексов заданий, половина неизвестна. Что нужно делать, спортсмены узнают только выйдя на арену, поэтому подготовиться к этому невозможно. Это настоящий вызов, который человек способен принять только в случае, если и тело, и разум справляются с разными нагрузками, ведь придется преодолевать длинные дистанции, плыть, бежать и тягать штанги. Для меня это больше плюс, чем минус, а в России, в целом, относительно кроссфита пока отрицательное мнение. Нужно немного времени, чтобы оно развернулось в положительное русло.
— То есть основная трудность – неверная и недостаточная информированность?
Да. Из более мелких сложностей – высокая стоимость оборудования. Поскольку кроссфит — изобретение американское, оборудование для него делают там же. Соответственно, производители либо продают свою продукцию внутри США, либо открывают представительства в Европе. Следовательно, цены на нее очень высоки, потому что зависит от курса евро и доллара. Еще одна сложность – логистика. Заказы из США приходилось ждать, минимум, 3-4 месяца, инвентарь из Европы шел не так долго, но его ассортимент был сильно ограничен. Есть аналоги российские и китайские, но мы их принципиально не использовали. Конечно, хотелось поддержать российского производителя, но часть оборудования, доставшаяся с покупкой зала, была американской, поэтому покупать половину такого, половину другого мы не стали. Пришлось потратить сил и денег больше, чем могли. Сейчас не жалеем, потому что в кроссфите всё оборудование используется на износ, но всё в должном качестве сохраняется.
— Существует мнение, что кроссфит – это обычная советская круговая тренировка, это так, по-вашему?
— Нельзя сказать, что это полностью новое изобретение, но американцы умеют красиво упаковать, сделать обёртку и представить, как нечто новое. В любом случае, понятие «ОФП» пропало вместе с Советским Союзом, а кроссфит набирает обороты по всему миру. Можно долго полемизировать на эту тему, но какая разница? Это работает и даёт результаты, которые видны очень быстро. Атлеты становятся сильнее, здоровее, намного быстрее, развиваются более слаженно, чем в других видах спорта. Я не вижу смысла спорить о происхождении.
— Допустим, я совсем не знаю, что такое кроссфит. Расскажите мне кратко, что это?
— Кроссфит — совокупность упражнений, пришедших из легкой атлетики, тяжёлой атлетики, гимнастики и циклических видов спорта, таких как гребля, лыжные и велосипедные гонки, и даже плавание. Только для занятий кроссфитом не требуется специальная подготовка. Каждая программа подбирается индивидуально, поэтому им могут заниматься люди любого пола, возраста и телосложения. Конечно, следует учитывать некоторые особенности своего организма, чтобы избежать лишних жертв и травм. Физические ограничения и некоторые хронические заболевания – повод существенно снизить нагрузки или отказаться от кроссфита в целом. Опытный тренер обязательно спросит о противопоказаниях и травмах перед началом занятий, поможет адаптировать нагрузку и упражнения под ваши возможности.
Если взять пример специалистов в США и в Европе, там тренируются как дети с семи лет, так и пожилые люди. Один из основных принципов кроссфита – масштабирование нагрузок. Можно написать одну и ту же программу и делать её абсолютно неподготовленному атлету, и профессионалу, повышая или понижая нагрузки, увеличивая количество подходов или вес, например. Я считаю, что можно масштабировать без боязни травм тренировку для любого человека.
— Можно ли самому масштабировать тренировки?
— А зачем? Этим занимаются профессиональные тренеры, и у нас в клубе в том числе. Часть из них примкнула ко мне, когда я выкупал зал, часть постепенно добавилась. На адрес клуба постоянно приходят новые резюме, много тренеров стремится сотрудничать – здесь лояльные условия работы. Правда, подготовленных и сертифицированных тренеров немного, а некоторые из собственных тренеров CrossFit TERRALEON получали сертификаты, уже начав трудиться у нас. Сейчас у всех тренеров клуба есть сертификаты «Level 1», а у некоторых – «Level 2».
— Как сертифицируются тренеры и сколько всего уровней компетенции?
— На данный момент существует 4 уровня подготовки тренера про кроссфиту: 2 основных и 2 усложнённых теоретических экзамена. Сертификация проходит в России, в Москве. Усилиями клуба летом 2017 года ее впервые проводили в Петербурге. Наш зал удостоился этой чести, приехало порядка 30-ти атлетов из России и ближайших стран, из США и Европы. Они провели двухдневный тренинг и экзамен по его итогам. Если экзамен пройден, выдается «Level 1». Это сертификат низкого уровня, но обладая им, ты уже, как минимум, не навредишь атлету.
— Как вы выстраиваете отношения с персоналом, каким руководителем себя считаете?
— Очень лояльным. Но я же всё вижу. Если человеку, находящемуся со мной в партнёрских отношениях, дается возможность достичь цели, а он это не ценит и принимает за слабость, скорее всего, наше сотрудничество быстро закончится. Всё, чего я сумел достичь, я достиг таким отношением к себе и к людям. Останутся только те, кто хочет и готов идти вместе, развиваться. Потому что то место, где мы сейчас находится далеко от того, куда мы планируем прийти. Это выбор каждого: идти со мной или своей дорогой.
— Многие жалуются на проблемы с кадрами. Сложно ли вам подобрать людей?
— Я не жалуюсь. Мне, видимо, повезло с партнерами. Со мной люди, с которыми я давно знаком. Это те, с кем я либо учился в студенчестве, либо работал вместе. Своих людей я уважаю, прежде всего, за личностные качества: воспитание, восприятие мира и себя. Все должности в моем бизнесе разделены между теми, кому я доверяю. Мы можем вместе не разбираться в чём-то, но впоследствии углубиться в тему и понять. Я буду на 100% понимать, что могу доверить коллеге бухгалтерию или финансовую отчётность, если сам не справляюсь. Мои коллеги понимают, что самое важное – это команда. С командой можно решить любую проблему, достичь любой цели. Сиюминутная прибыль – не для меня.
— Каковы, по-вашему, перспективы развития кроссфита у нас?
— Он наберет популярность, которой заслуживает, и какую активно набрал сейчас в США, ведь он намного интереснее, динамичнее и здоровее, чем просто поход в спортзал. Многие такие заведения, пусть даже и оборудованные дорогостоящим оборудованием, стали скучными и неинтересными для посетителей. В свое время многое пришло из Америки: мода на тренажерные залы, бодибилдинг и пр. В какой-то момент эта мода дошла до пика, после которого стало понятно, что спорт должен быть спортом, целью которого является сделать человека не только красивым, но и здоровым.
Хотелось бы, чтобы кроссфит на равных конкурировал со спортивными площадками, хотя бы со спортзалами, которых сейчас в стране тысячи, если не десятки тысяч. Они занимают нишу от супердешевых до премиальных, и продолжают множиться. Конечно, кроссфит-сообщество пока не может развиваться с такими темпами, в силу возраста и в силу информационного вакуума, который сопровождает этот спорт в России.
— Сейчас многие уже поняли, что фитнес становится бесполезным, люди годами занимаются и не видят результата? Как вы прокомментируете этот парадокс?
— Судя по тому, что они продолжают этим заниматься, у них другие цели. Возможно, членство в клубе, приятное времяпрепровождение, регулярное общение со свежевыжатым соком в руке? Не всем нужен результат и шесть кубиков пресса, многие хотят об этом просто говорить. Поэтому мы никого не заставляем заниматься, не требуем бросать «качалку» или что-то подобное, но всё же этот спорт больше про результат. У тех, кто хочет чего-то добиться, есть своя лестница, иерархия, они понимают, куда можно расти. Рядом тренируются атлеты из всех трех групп, все видят, какие они делают упражнения, с какой интенсивностью и весом занимаются. Те, кому нужно, будут развиваться, остальные же могут просто пропотеть и получить удовольствие, общаясь с другими ребятами.
-Вы сами занимаетесь каждый день, или бывают пропуски?
Каждый день. Это не только кроссфит, хотя его тоже достаточно – тренируюсь 4 раза в неделю. Еще бег, тяжелая атлетика, академическая гребля. Ежедневно с 6 до 8 вечера я занят в зале, а перед соревнованиями занимаюсь дважды в день.
— Что это за соревнования и как часто они бывают?
— Раз в 3-4 месяца. Марафоны или гребные марафоны. Мы также устраиваем любительские соревнования и сами принимаем участие вних, чтобы проверить себя на прочность.
— Как вам удаётся это всё совмещать с основной работой? Вы планируете свой день?
-Естественно, я планирую свой день. График очень прост: просыпаюсь, работаю, тренируюсь, снова работаю: встречи, деловые поездки. Все уже привыкли, что вечером я в зале, на звонок я вряд ли отвечу, а сообщения не будут прочитаны. Даже если не выспался, после тренировки стану бодрее, смогу проработать ещё несколько часов. Если бы я сжалился над собой и поехал спать, то и не потренировался, и не сделал бы той работы, на которую был способен. Лень и упадок сил – верный знак, что нужно взять сумку и идти в зал. Как только выйдешь из него чувствуешь совсем другие эмоции.
— Помимо основных преимуществ, которые дает любой спорт: здоровья, активности, энергии, какие преимущества он дает?
— Кроссфит дисциплинирует, взращивает в человеке «стержень», делает его менее уязвимым, он развивает не только мышечный корсет тела, но воздействует на нервную систему и гуморальную регуляцию. Где-то через месяц занятий становится проще приспособиться к нетипичным жизненным ситуациям, стрессам, различным экстремальным условиям. На тренировке — дух здорового спортивного соперничества, а это закаляет характер, выносливость, силу, ловкость и волю.
— В чем преимущества вашего клуба перед конкурентами?
— Мы стараемся сделать клуб лучшим местом, где можно почувствовать атмосферу настоящего кроссфит-коммьюнити, сообщества единомышленников без пафоса и наигранности. Клуб живёт «легальной» кроссфит-жизнью, это аффилированный зал с тренерами. У нас доброжелательный персонал — вам всегда рады и знают, как поднять настроение после рабочего дня и отмечают каждое достижение. Идеология тренерского состава опирается на высказывание создателя кроссфита, Грега Глассмана: «Идеально или никак»!
В зале — лучшее оборудование в городе, царят чистота и порядок. Каждый клиент – атлет, а каждый атлет любит свой зал и своё оборудование. Это не просто клуб, а дружная семья, где главное – грамотный подход к программированию тренировок, у нас квалифицированный тренерский состав, поэтому можно погрузиться в тренировки с головой, не опасаясь за своё здоровье. Представьте, у нас домохозяйка и брутальный боец ММА тренируются бок о бок, подбадривая друг друга, студент и доктор наук отчаянно сражаются с подъёмами по канату и греблей, заканчивая тренировку словами «Дай пять, бро! Ты сегодня отлично поработал!».
Bodybuilding Illustrated благодарит Наталью Буланову, директора PR-агентства Nota Bene (специализация — смешанные единоборства) за подготовку данного интервью интервью