Для меня спорт, это то, чего могут добиться обычные люди, приходя в зал, а не то, какими хотят быть брутальные фанаты бодибилдинга.
— Михаил, как вы себя ощущаете в новом качестве?
На самом деле, никакого нового качества не существует. Во всех федерациях в «легких» категориях всё одинаково. Форма — лучше, это да! Но это не связано с федерациями, моя форма лучше, потому что идёт время, я тренируюсь, нарабатываю форму. Имея кучу титулов, я естественно боюсь проиграть, и это заставляет меня развиваться. В 2014 году мы со Светой Пугачёвой выиграли чемпионат мира WFF и полетели на чемпионат мира IBFA, где действующие чемпионы часто занимают далеко не призовые места. Поэтому там пришлось выкладываться по полной, а перейдя в IFBB, пришлось выкладываться вдвое больше! Кстати, начинал свою карьеру я в IFBB, правда, тогда она называлась федерацией атлетической гимнастики. И, сейчас конечно никто не вспомнит, но чемпионы WFF всё-таки выигрывали турниры IFBB. Это Людмила Гошко, Вера Егорова, Денис Бурмистров. И, если я не прав, то пусть меня поправят, никто из спортсменов перейдя в IFBB с первого раза не выигрывал турниры. И, конечно я был обеспокоен этим и раздумывал над тем, смогу ли я победить. К тому же я не люблю проигрывать и не радуюсь призовому место, если это не первое место.
— Либо пан, либо пропал?
Да! Либо ты выиграл, либо проиграл! Если выиграл — молодец, если проиграл, то можно конечно себя утешать, что ты второй, но это очень условное утешение.
— А что за такой страх проиграть? “Не корову ж проигрываешь!”
Постараюсь ответить на примере. В этом году я проиграл на турнире в Испании. Ребята из сборной меня утешали. Все ж знали, что я при первом возможном случае заявлял, что намерен выиграть. Конечно, я был очень расстроен. Сидим вечером в холле гостиницы, смотрим одним глазом телевизор. И я вижу, как, кажется это была Алла Киреева, искоса на меня посматривает. Пришлось ей признаться, что мне, конечно в тот момент очень хотелось сорвать со стены телевизор и выбросить его в окно! (смеётся) Так что корову, не корову, а проигрывать для меня очень тяжело.
— И как же сдерживаешь себя?
Ну, мне скоро 48 лет и за эти годы сдерживать себя я уже научился, а вот проигрывать так и не научился.
— И какой же сезон в этом плане был самым эмоциональным?
Наверно, всё-таки 2014, потому что сейчас другая федерация, другие волнения, другие соперники. Но я всё-таки вернулся в федерацию, которую я знаю двадцать лет, об этом мне, кстати, напомнил Владимир Иванович Дубинин. Понятно, что кто-то мне симпатизирует, кто-то недолюбливает, но всё это люди, с которыми я давно знаком. А 2014 год был эмоциональным, потому что выступал в том году в трёх разных федерациях и в некоторых из них отличались правила, чего я никак не ожидал и не озаботился тем, чтобы прочитать правила. Так что для меня всё это был эмоциональный стресс. А вот эмоциональный подъём я испытываю сейчас, потому что несмотря на то, что мне говорили: “Миша, тебя задвинут, тебе не дадут победить”, я всё-таки победил и стал чемпионом IFBB. И мне это очень приятно.
— С чего это возникло желание заняться атлетической гимнастикой?
Ситуация была достаточно банальна, потому что в те годы все мальчишки хотели этим заниматься. Мне попались на глаза фото кумиров тех лет. Это был Robby Robinson, Larry Scott, Lou Ferrigno, Arnold Schwarzenegger. Они казались просто чудовищно громадными людьми. Меня это впечатлило. И мне, естественно, захотелось стать таким же огромным. Но по прошествии нескольких лет я понял, что не могу смотреть турнир Мистер Олимпия даже на ускоренной перемотке! Мне не нравятся эти люди! И те, кто мне раньше казались героями, стали казаться инопланетными монстрами, на которых я даже близко не хочу быть похожим. Я заранее прошу прощения у всех фанатов бодибилдинга, но самой большой антипропагандой бодибилдинга для меня стало посещение Олимпии в Лас-Вегасе. Увидев это в живую, я понял, что, во-первых, вряд ли когда-то сюда вернусь. Во-вторых, что все эти достойные чемпионы для меня даже близко не кумиры и не образцы для подражания. Я не хочу быть таким! Кстати, понял ещё одну вещь. Многие атлеты бравируют, говоря, что бодибилдинг это такая секта, но это не так. Это, по большей части, глубоко маргинальная среда. Смотрим правде в глаза! Конечно, есть исключения, но они только подтверждают правило. В том же году я был на пляже Санта-Монике, Мекке бодибилдинга и что я увидел? Старые ржавые тренажёры, дешёвый зал, каких в Москве и не найдешь.
— Ну, в Москве понты, а в Санта Монике это история.
Согласен, но даже известные люди не занимаются там, а ходят в другие залы. А в Gold’s ходят по выходным. Как говорил Борис Бородин, это как сходить в зоопарк. Я много раз там был.
— Зачем, если там всё так плохо?
Подышать воздухом, он действительно там отличается, посмотреть на нагромождение мускулов, зарядиться качковской энергией, чтобы больше до следующих выходных туда не возвращаться. Конечно, во времена Арнольда Санта-Моника была такой, какой мы её знаем по фильмам, сейчас это просто место встречи.
— Ну, это нормально, всё меняется.
Просто для меня спорт, это то, чего могут добиться обычные люди, приходя в зал, а не то, какими хотят быть брутальные фанаты бодибилдинга.
— Хорошо, насмотревшись фото спортсменов, ты стал заниматься бодибилдингом, а начитавших книг стал писателем?
Мои немногочисленные книги были написаны в тот момент, когда я не тренировался вообще! Я целых десять лет не заходил в зал и успел за это время сделать много самых разных вещей. Потому что если ты соревнующийся спортсмен, то у тебя нет времени ни на что, кроме как на тренировочный процесс, кто бы что ни говорил! Являясь одним из учредителей бренда GetPick, я знаю это не понаслышке. Потому мне смешно слышать, когда иные спортсмены рассказывают, как они одновременно и готовятся к соревнованиям, и серьезно занимаются бизнесом. Это как говорила Фаина Раневская: “Семья заменит вам всё!” Так же и со спортом. (смеётся)
— И что же можно успеть за десять лет вне спорта?
Я издавал два журнала. У меня была семья, которая требовала немало времени. За этот период я существенно поправил своё материальное положение.
— И зачем вернулся?
Я думаю, что это стечение обстоятельств. Расстался с женой, для меня это была трагедия. Нужно было себя чем-то занять, я вернулся в зал. Занялся фитнесом. Я, кстати, никогда не занимался силовыми тренировками просто так. Мне всегда нужна была цель. Здесь её не было. Какое-то время я себя заставлял, говорил: “Миша, забудь про спорт, просто ходи, занимайся для здоровья! Тысячи людей вокруг только этим и занимаются. ”На какое-то время меня хватило. Но мысль, что не зачем ходить в зал, просто так мешала. Уж если пошёл снова в зал, то давай, становись лучше и лучше! О спорте я тогда думать перестал. Так прошло несколько лет. Однажды Света Пугачёва, у которой тогда было уже три ребёнка, говорит, что хочет вернуться в спорт. Я пытался её отговорить, но вышло по-другому. На её подкол, что мне бы самому не вредно было б выйти на сцену, я ответил в шутку, что только если с ней вместе. Хорошо, сказала Света и предложила готовиться на осень. Мы посмеялись, я воспринял это как шутку. Пару месяцев спустя идею моего выступления подкинул Александр Невский. Сказал, что по тебе ж видно, что ты в хорошей форме. Ну и добила меня опять же Света, просто заставив меня начать готовиться на осень. Вот так я и вернулся.
— Не жалеешь?
Нееет! Нисколько, больше скажу, что было много забавных моментов. В 2012 году я сказал, что закончил спортивную карьеру, в 2014 я уже был не столь категоричен. А в 2016-м начал выступать в IFBB. И это тоже было стечение обстоятельств. В этом году я собрал группу атлетов для поездки в Сирию для того, чтобы поддержать наших военных. Тогда с этой целью туда летал очень ограниченный контингент людей и попасть туда было тяжело. Я, кстати, очень благодарен спортсменам из разных федераций, которые согласились на эту поездку. Правда вышло так, что к моменту нашего вылета активизировались военные действия и рейс отменили. А это значит, что следующая поездка могла состоятся неизвестно когда. И я снова был удивлен нашим ребятам, которые сказали, что не проблема, подождем! А ведь все специально подводили форму к этой поездке! И я не исключение и был в хорошей форме. Упускать возможность где-то выступить, раз уж ты в такой форме не хотелось, и я позвонил Вике Бескоровайной посоветоваться на эту тему. Вика сразу же со мной согласилась. До этого мне многие говорили, чтобы я попробовал выступить в категории классического бодибилдинга, либо Men’s Physique. Вот так настал момент “если не сейчас, то когда”. В это же время я встречаю Артёма Гвозденко. Мы были с ним давно знакомы, но практически не общались. Так как Артём опытный тренер и судья международного класса, я решил спросить его совета. Он сказал, что как раз сейчас можно поехать на мир и выступить в категории Men’s Physique мастера. Затем я позвонил Нине Абрамовой. Она сказала, что очень занята, но если я приеду к ней завтра в зал, то она мне сразу скажет — стоит или нет. Конечно, я приезжаю к ней, неимоверно гордый своей формой — 88 килограмм отличной мускулатуры. Она говорит: “Супер! Но это не Men’s Physique! Ты себя со стороны видел? Ты огромный для этой номинации”. Я говорю, что усушусь. На что она говорит, что очень много надо сжечь. Звоню Владимиру Ивановичу. Он говорит, что не может дать мне сразу ответ и ему нужно время. А моя проблема заключается в том, что у меня тромбоз и мне нужно приехать на соревнования заранее. Пока Владимир Иванович думает, заканчивается время, и я уже не могу лететь. Вот так бесславно заканчивается мой полёт на чемпионат мира. Но поскольку я уже был в форме, надо было где-то выступать. А остался единственный чемпионат Курской области. Мне нужно было либо выступать там, либо год для меня прошёл зря. Пришлось срочно ехать в Курск. Залезть в номинацию было чрезвычайно сложно, пришлось сжечь несколько килограмм. Конечно, мне было очень тяжело. Выступления в Men’s Physique требовали от меня делать всё с точностью наоборот тому, к чему я привык. Я ходил по гримерке и размахивал руками, на что Наташа Галактионова мне сказала: “Миша, прекрати! Ты и так большой, посмотри на своих соперников!” В итоге я пару часов простоял, практически не шевелясь, хотя все мои соперники в это время “разогревались”. А было уже начало зимы и за кулисами было совсем не жарко. Когда я вышел на сцену, у меня свело все мышцы. Наверно, если б не мой многолетний опыт, я так бы и остался стоять на сцене. (смеётся) Тем не менее я отпозировал и выиграл свою категорию.
— Это было почти зимой, но и весна уже была не за горами.
Да и я был в затруднении как мне поступать дальше. Обычно я делю год на два полугодия. Весной и осенью я должен что-то сделать. Это время не должно быть потрачено впустую. Поэтому я решил, что весной должен выступить. Я позвонил еще раз Владимиру Ивановичу. Написал письмо с просьбой принять меня в федерацию. Злые языки в это время писали про какую-то мою дисквалификацию. В этом плане очень хороший ответ дали Дмитрий Корнюхин и Алексей Веселов. Они спросили о какой дисквалификации может идти речь, если Михаил не вступал в ФБФР? Ну, так вот, написав письмо Дубинину и Макшанцеву, я подал заявку на Кубок Московской области, потому что категория мастеров была только там, и выиграл его. Затем был Кубок России в Краснодаре, где своим основным соперником я рассматривал Стаса Зайнилова, так как Стас трехкратный чемпион Европы, заслуженный мастер спорта, обладатель Кубка мира и ещё много званий у него. Но по результату он стал лишь третьим, и я был этому очень сильно удивлен.
— Ну, я прекрасно помню, какой был ажиотаж в зале, когда Владимир Иванович вручал тебе приз …
Мне было очень приятно, я не ожидал этого. Я и предположить не мог, что в полпервого ночи награждать меня выйдет сам Владимир Иванович, что всё будет так торжественно. И это не пустые слова!
— У американских спортсменов нет межсезонья.
Да, у Pro спортсменов есть выражение “No raw season”. Ты чемпион круглый год. Я с этим полностью согласен, ты всегда должен быть в форме. Ты или чемпион, или нет. А когда спортсмен в форме два раза в году по неделе, ну… С точки зрения тяжёлого бодибилдинга может быть в этом и есть свой резон, но с точки зрения популяризации бодибилдинга это плохо.
— Планы?
Есть два титула, которые я бы хотел получить. Это Арнольд Классик и чемпионат мира.
В этой связи не могу вновь не вспомнить моего нынешнего мегатитулованного тренера, Артёма Гвозденко. Повторюсь, я знаком с Артемом уже много лет, но нашему нынешнему «спортивному тандему» всего пара сезонов. За это время какие-то старты мы выиграли, какие-то выиграть не получилось. К сожалению, в числе последних пока что, и чемпионат мира, и «Арнольд Классик».
Все же я очень признателен Артёму и искренне считаю его в куда большей степени другом, нежели просто тренером.
— Что будем желать?
Пожелания у меня достаточно банальны. Принято говорить занимайтесь спортом, верьте в себя. Это правильные пожелания, где самое главное это именно верить в себя!
Официальный сайт Михаила Дьяконова
Михаил Дьяконов в соцсетях: Facebook, Instagram, ВКонтакте
Bodybuilding Illustrated благодарит фитнес-центр ЛЕТО и лично Николая Мартыновича за помощь в проведении съёмок.
[hybrid_gallery_grid ids=»132749,132750,132751,132752,132753,132754,132755,132756,132757,132758,132759,132760,132761,132763,132765,132766,132769,132771,132773,132774,132776,132778,132779″ layout=»justified» metro_style=»1″ size=»equal» ratio_w=»1″ ratio_h=»1″ cols=»3″ rowheight=»240″ max_rowheight=»-1″ lastrow=»nojustify» gap_x=»10″ gap_y=»10″ formats=»false» color=»#b90000″ img_hover=»5″ img_filter=»false» style=»1″ meta_title=»false» meta_descr=»false» click_action=»lb» link_tg=»same» buttons=»false» lightbox=»mp» pagination=»false» pg_type=»more» pg_ajax=»false» pg_posts=»10″ filter=»false» animation=»fadeInUp» preloader=»7″ loader_delay=»300″ ct_w_vl=»100″ ct_w_un=»pc» ct_align=»none» custom_class=»» custom_id=»» res=»{#1024#:{#w#:#auto#,#w_vl#:#100#,#w_un#:#pc#,#cols#:#auto#,#align#:#auto#},#800#:{#w#:#auto#,#w_vl#:#100#,#w_un#:#pc#,#cols#:#auto#,#align#:#auto#},#768#:{#w#:#auto#,#w_vl#:#100#,#w_un#:#pc#,#cols#:#auto#,#align#:#auto#},#600#:{#w#:#auto#,#w_vl#:#100#,#w_un#:#pc#,#cols#:#auto#,#align#:#auto#},#480#:{#w#:#auto#,#w_vl#:#100#,#w_un#:#pc#,#cols#:#auto#,#align#:#auto#}}»]