3 октября в 21.07 на «Эхе Москвы» внезапно появился Курицын – как гость программы «Разбор полета». Это не делает чести радиостанции, но простительно: невозможно устоять ураганному натиску, если ты не разбираешься в теме и вынужден верить, что к тебе набивается «самый известный культурист России» (автохарактеристика). Ну, в определенном смысле можно и так сказать – да, самый известный в среде чайников, людей, далеких от бодибилдинга. Им, чайникам, недоступно наслажденье битвой жизни. Честно сказать, им, чайникам, и вообще-то наплевать на бодибилдинг и «самых известных» его представителей, как и на многие другие сферы человеческой деятельности.
Правда, оказалось, что архив «Эха» хранит немало бесед с Курицыным. Человек ориентируется в репутациях массмедии! Но я впервые слышал и слушал Курицына. К тому же так долго!
Главное, что меня поразило, – это полное косноязычие мысли Курицына, то есть косномыслие. Человек не может выстраивать речь. Он по нескольку раз повторяет одни и те же фразы, слова, он как будто тянет время. В принципе, когда человеку нечего сказать или он не может быстро сообразить, что сказать, он так и делает. Но в данном случае это не одна только растерянность перед неумолимым бегом времени, и это не привычка гнать воду. Это – натуральный диагноз. Это – неспособность сказать красиво. При этом нельзя не отдать должное: он ни разу не потерял главной нити разговора. Как девицы ни сбивали его в сторону, он всегда возвращался к вопросу, на который начал отвечать. Нет, память у человека отменная.
Естественно, что ни о каких «трудных решениях» (заявляемая суть передачи) мы не услышали. Было одно лишь традиционное для Курицына самолюбование на фоне блатных обертонов в голосе. За 50 минут человек рассказал всего лишь с десяток анекдотов из своей жизни, четко показывающих его беспримерную наглость в достижении цели и любовь к передергиванию и манипуляциям. Например, он честно рассказал: чтобы втереться к Арнольду в доверие на первой встрече, он заранее выпросил у Горбачева, с которым его свела нелегкая на некой телепередаче, книгу с автографом. Арнольд знал Горби, но не знал Курицына. Арнольд книгу принял, пришлось и на человека обратить внимание… Вот такими приемами человек всю жизнь выстраивает пирамиду рекомендаций и ссылок, когда один факт умело используется им для создания следующего факта. И надо признать, что в плетении этих замысловатых кружев перекрестных ссылок, в создании social proof он талант. Ну, конечно, ведь его отец все-таки не вохровец, а профессор.
Первую свою задачу – стать «самым известным российским бодибилдером» в сегменте чайников и журналистов общего профиля – Курицын с честью выполнил еще в конце 1990-х. С тех пор ушел Турчинский, залег на дно Петрухин, поэтому сейчас массмедийная поляна «самых известных культуристов России» освободилась под него одного самым простым способом – в порядке естественной убыли конкурентов.
Свою главную задачу – стать «знаменитым голливудским актером и режиссером» – Курицын выполнил на 75%, то есть на три слова из этих четырех, потому что «знаменитым» ему не стать никогда.
Но сдается мне, что Курицына продолжает грызть еще одна нереализованная мечта, которую можно назвать «делом чести»: признание себя «настоящим бодибилдером» в среде настоящих российских бодибилдеров. Битва за такое признание была проиграна им вчистую еще в 1990-е, и никакие проплаченные звания на невзрачных чемпионатах никому не известных федераций, никакие гантели школьникам города Орла ничего уже не исправят. Понуждение к любви не удастся никогда. Ну что ж, не все мечты сбываются. Даже Бен Вейдер ушел к верхним людям, так и не исполнив свою великую мечту об осенении бодибилдинга пятью олимпийскими кольцами.
Нынешний шлейф медийных появлений Курицына – это очередной дранг нах остен по направлениям, которые ему удались: нынче ему надо впарить общественности свой новый голливудский фильм и подготовить почву для продажи своей очередной книжки, которая, оказывается, будет смесью автобиографии и курса упражнений и которую пишет какая-то литературная рабыня.
Курицын умён и, если судить по четко декларируемым принципам жизни, симпатичен. Он, наверное, неплохой пацан, но «хороший пацан» – это не профессия. «По плодам их узнаете, кто они», но плоды пока мелки и худы… И еще мы видим, что в отрочестве человек заболел страшной, неизлечимой болезнью: жаждой славы. Имея для этого минимум данных, он дополнил их ураганной наглостью и бесцеремонностью. Человек без страха перед авторитетами. Собственно, эта бесцеремонность и есть единственный увесистый плод с этой огромной, перезревшей смоковницы.
У Курицына есть только одна ахиллесова пята: полное отсутствие рефлексии. Поэтому он не понимает, насколько смешон в своей напористой болтовне…
Ну, а слушатели «Эха», далекие от темы, лишний раз убедились, что бодибилдеры – это «тупые качки».
На заставке: Фото с коробки протеина «Мистер Вселенная» (1998). Мистер Вселенная – это протеин, а не тот, кто там изображен и отретуширован. Кстати, человек на фото похож не на Арнольда, а на Джека Воробья.