Vishstudio
Бодибилдинг как отдельная субкультура* сформировался в Америке в конце 70х-80. Конечно, как стиль в одежде и поведении, бодибилдинг возник гораздо раньше, точнее сформировался в отдельную нишу из общего течения культуризма.
Первоначально культуризм был далек от идей полезного питания и здоровья, это была форма экстремального циркового перфоманса. О цирковых корнях билдинга и стронгменства скромно умалчивают, больше акцентируя внимание на эллинистических идеалах красоты тела, хотя это поздняя ранняя идеология.
Первоначально все было проще, здоровенный мужик поднимает нечто тяжелое в рамках циркового или индивидуального представления. Тут нечего стыдится, многие современные виды спорта вышли из цирка, та же художественная гимнастика. Из того что я накопал, ранний шоу стронгменов были еще в 18 веке, и трудно выделить определенный регион зарождения, понятно что корни в глубине веков, но как и со всем, что есть в европейской культуре, Франция была на передовой. Они и казни обставляли на высоком театральном уровне, а какие участники!
Если взять менее экстремальные народные шоу и гулянья, те же кабацкие танцы, канкан, вроде разврат и кутеж, но участницы должны быть в красивых чулочках и париках.
Хорошее силовое шоу было обставлено не менее зрелищно. Для специалистов, кто хоть раз в жизни трогал штангу, и просто лифтинг уже ничего себе представление, но шоустронги понимали, что для публики надо больше огня. Например, поднять лошадь, или кучу солдат на платформе, был датский стронгмен, который ловил ядра. Ядра, которыми стреляли из пушки! Ну оторвало пару пальцев, зато зрелищно.
Как и положено уважающему себя performing artist, стронги работали в экстравагантных сценических костюмах, ярких, и в то же время демонстрирующих достаточное количество обнаженки. При общей чопорности общества, этим было можно.
В поисках исторических и библейских прообразов, был выбран Самсон, ближе к модерну перешли на Геракла. Это объясняет многочисленные леопардовые костюмчики, лев не так красочнен и удобен. Учтём, что искусственного меха тогда не было, так что леопёрдовые бодисьюты были из натуральных читос.
Типичный лифтерский комбинезончик сформировался к середине 19 ого века, как правило ярких цветов, это видно на иллюстрациях, большое внимание уделялось обуви, сапоги или полуботинки, в силовом шоу это не только эстетическая, но и практическая надобность.
Как и положено джентльменам, а силачи хоть и были частью не особо котируемой цирковой культуры, но все же приличные люди, поэтому всегда аккуратная стрижка и стильные усы.
До недавнего вторичнополового ренессанса, усы во многом ассоциировались именно с силачами.
Россия на рубеже 20 века не отставала от прогресса, наши занимали достойное место в мировом масштабе, активно гастролировали по Европе. Особого патриотического уклона не имели, а следовали общим трендам. Тогда еще можно было быть русскими без медведей и балалаек.
Американцы несколько отставали, у них в моде были конно-огнестрельные шоу по мотивам недавнего геноцида индейцев. Забавно , что ковбойские цирковые представления и сформировали образ , который до сих пор эксплуатируется в вестернах.
Когда в Европе началась первая мировая, американцы ее удачно прогуляли, поэтому шоу продолжали развиваться.
Из разных видов современного культуризма стронгмены достаточно прочно связаны с историей своей культуры, принципы остались те же, удивить публику подъемом или перемещением чего-нибудь тяжеленного, и хоть в основном выступают в специальной экипе, у крутых например есть логотипы спонсоров на комбезах. Вот куда на бодибилдере размещать лого спонсоров? Хотя есть таланты делающие тату, но хотелось бы менее зашкварных вариантов.
Не будем обсуждать степень зрелищности бодибилдинга по сравнению со стронгами, и так понятно что нулевая. Нас интересует как билдеры выражают идеалы своей субкультуры через одежду и стиль. Современные бодибилдеры ходят в образе бодибилдера и в гражданское время, и кроме очевидных проблем втискивания тела в дрищеватые лекала pret a porter, немаловажной температурной разницы с родиной бб, кочки пытающиеся одеть не что налезет,а сделать это в определенном стиле, сталкиваются с разными трудностями, которые мы обсудим после следующей статьи о послевоенной моде и зарождении вейдеровского бодибилдинга.
*Субкульту́ра (лат. sub «под» + cultura «культура»), подкульту́ра — понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии, обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.